Про пылинку мироздания
Коммерсант Weekend / Андрей Плахов
Фильм-эксперимент "Пыль"
Режиссер культовой короткометражки "Соси банан" Сергей Лобан нашел средства вне государственных и студийных структур и выпустил полнометражную картину "Пыль"
. Она успешно прошла в конкурсе "Перспективы" ММКФ, получив диплом жюри российской кинокритики.
Этот фильм, снятый на современной цифровой технике,– эксперимент, темой которого тоже оказывается эксперимент, только другого рода.
Герой картины Леша – рыхлый тюфяк в безразмерной майке из секонд-хэнда, неудачник и девственник, выращенный своей экспансивной полусумасшедшей бабушкой
в интеллигентской теплице. Авторы фильма определяют его как типичного "маленького человека", родом из русской классики,
хотя аналоги можно найти и в западноевропейской литературе, да и в кинематографе тоже. Именно он, Леша, оказывается объектом таинственного
эксперимента: под воздействием некоего излучения вдруг видит в зеркале вместо себя прекрасного мускулистого красавца.
"Пыль" – еще одна, после оперы "Дети Розенталя" и фильма "Первые на Луне", пародия в жанре псевдофантастики на легенды советской эпохи о захватывающих
дух научных экспериментах. С помощью опыта, проводимого спецслужбами, Леша обретает мечту о совершенном теле.
Но остается в результате не только отвратительным самому себе очкариком без шансов на успех у женщин, но и в полном
неведении об истинных целях и задачах "эксперимента века".
Лешу играет Алексей Подольский. На сайте картины приводится рассказ о том,
как однажды Петр Мамонов (тоже исполняющий одну из ролей в "Пыли") пришел выступать на телевидение и пел свои песни в компании
одутловатого аутичного человека с отсутствующим взглядом, просидевшего на стуле всю программу. Ведущий попросил Мамонова представить своего спутника.
Тот отвечал: "Да он и не спутник вовсе. Он – олицетворяет". То же самое делает Подольский и в фильме – олицетворяет чистоту и пустоту
существования нового поколения русских людей, оставивших в прошлом иллюзии перестройки и прогресса.
Постсоветская культура, с одной стороны, увлечена образами суперменов, одинаково охотно проецируя их на ментовскую и бандитскую жизнь. С другой – актуальной темой становится разрыв всяких связей с обществом конкуренции и наживы. Лузеры и аутсайдеры выражают не менее важную правду об эпохе и ее ценностях. Можно даже поспорить, какой из этих образов ближе к идеалу положительного героя нашего времени. Впрочем, авторы "Пыли" никак не идеализируют Лешу. Как раз в силу его полной чистоты и непорочности им легко манипулировать и производить над ним всяческие опыты. Он – пылинка мироздания, которую вроде бы ничего не стоит сдуть и пустить по ветру. Однако та же пылинка, попав в шестеренки природного механизма, способна влиять на ход событий и даже менять его. Так что темой фильма оказывается хоть и пассивное, но сопротивление враждебной среде.
|